Последовательное внимание в мыслях и наяву

Продолжим тему развития внимания. В данной статье представлено два простых упражнения для тренировки внимания, регулярное выполнение которых поможет вам лучше концентрироваться на текущей деятельности, а значит и добиваться за меньшее время больших результатов.  Кстати, ответ на вопрос, почему внимание так важно для хорошей работы памяти и запоминания приводится в статье - Можно ли помнить все? Внимание на службе у памяти.

Первое уже упоминалось на этом сайте в процессе обсуждения затеянного Remember'ом. Его суть в следующем:

  1. Нужно как можно подробнее вспомнить свой вчерашний день: как встал, что было одето на себе. чем позавтракал, пообедал, с кем встречался. Мысленно повторить вчерашний день во всех подробностях.
  2. После того, как удалось повторить весь день нужно выполнить это же упражнение задом наперёд - т.е. вспомнить день в обратном порядке - с вечера до утра.

Понятное дело "вчерашний день" можно заменить на любой другой промежуток времени - прошедший час, вечер и т.д.

С течением времени качество воспроизведения вчерашнего дня улучшится, как за счёт улучшения способности к воспроизведению, так и за счёт того, что вы станете больше обращать внимание на то, что происходит вокруг вас.

Второе упражнение мне встретилось в книге Самвела Гарибяна  "Активизация мышления, развитие памяти". Ниже приводится это упражнение, так, как оно описано автором.

"Представим, что нам надо думать об австралийской собаке динго.  Но вдруг, вспомнив, что она обитает в Австралии, мы переключились на кенгуру, которого убил фермер из шведского штуцера, приклад которого сделан из столетнего дуба, сожженного молнией, возникшей из-за электрического заряда в облаках, откуда льется дождь, протекающий через крышу дома и т.д. Но стоп! Мы же должны думать про динго.

И снова вспомнили о ней. Собрались с мыслью..., но что-то опять "лезет в голову" со стороны. И повторилась та же история. Так получилось вследствие того, что мы, дойдя до "протекающей крыши" вспомнили наконец, что "динго" забыто, и мигом перешли к ней. Т.е., здесь отсутствует элемент, организованного "отступления" от одной позиции к другой, для последующей передислокации мысленных сил и концентрации в одной точке интеллектуального потенциала личности. В подобной ситуации движение мысли находится во власти хаоса и беспорядка.

Но как же действовать в такой обстановке? - Очень просто. "Перекручивать" "пленку" назад, в обратной последовательности. От "протекающей крыши" переходим к "дождю", "электрическому заряду в облаках", "молнии", "столетнему дубу", "шведскому штуцеру", "фермеру", "кенгуру" и, наконец, к заветной "собаке динго".

При этом возникают приятные иллюзии, как-будто само время остановилось и повернуль вместе с "пленкой" назад. И мы "выйдя из себя", снова вернулись в свое "Я". Создается впечатление, что отвлечения в сторону и вовсе не было. Наряду со всем эта несложная и немного хитроватая система очень помогает нам дисциплинировать ум и развивать природную память принося с собой чувство морального удовлетворения."

Самвел Агасинович предлагает заменить бесконтрольные мысленные прыжки с объекта на объект (а возврат обратно, с ненужной мысли на нужную, также плохо дисциплинирует мышление), на возможность научиться контролировать процесс мышления.

Как видим эти упражнения очень просты, не требуют много времени и могут выполняться практически в любой обстановке.