Саморасширяющаяся мнемоническая матрица от Тони Бьюзена

Написано по мотивам записей оставленных E.Puarre: "Ежедневник в голове" и "Цифри,цифри,цифри". 

Вспомнил, что однажды прочёл книгу Тони Бьюзена "Усовершенствуйте свою память". В книге излагаются система связного изложения (фактически это метод рассказа, используемый для запоминания списка слов), разъясняются мнемонические принципы, на основе которых нужно создавать удобные для запоминания образы и затем рассказывает о саморасширяющейся мнемонической матрице. На языке оригинала она называется Self-Enhancing Master Memory Matrix, сокращенно - SEM3

Кроме того, книга содержит большое количество разбросанных по всей книге примеров феноменальной памяти.  Впрочем, у меня создалось ощущение, что самое главное в книге, то ради чего он затеял её написание, как раз и заключается в SEM3. Всё остальное добавлено для связности, логичности и занятности изложения. 
Что же это за матрица такая? Эта матрица позволяет без труда кодировать в образы числа от 0 до 9999. В отличие от других систем нет необходимости сразу придумывать все десять тысяч образов. Достаточно позаботиться о первой сотне.   Способ, которым кодируется первая сотня, достаточно традиционен, и очень напоминает очень не любимый мною способ кодирования системы Козаренко.  Но по сути это неважно, первые сто образов можно кодировать так, как вам захочется.
Теперь наступает самое интересное, момент, когда эти сто образов расширяем до десяти тысяч. Расширение производится с помощью вот такой таблицы:

   Тысячи 0  - 99 100 - 199 200 - 299 300 - 399 400 - 499 500 - 599 600 - 699 700 - 799 800 - 899 900 - 999
Зрение 100 - 999  - Дино- завр Дво- рянин Полно- луние Ущелье Мол- ния Цер- ковь Кон- корд Пожар Кар- тина
 Слух 1000- 1999 Пение Бара- бан Ржание Стон Рык Плеск  ш-ш-ш  Гонг Скри- пка Пиа- нино
Запах  2000- 2999 Водо- росли Смола Мускат Мята Роза  Кожа  Сыр Кофе Лес Хлеб
 Вкус  3000- 3999  Спа- гетти Поми- дор  Орех  Манго Ревень Лимон Вишня Крем Моро- жен- ное Банан
 Ося- зание  4000- 4999 Песок Сы- рость Газета Слякоть Камень Пена Желе Трава Бархат Кора
Моторно- чувст- венное  5000- 5999  Пла- вание Танец Объятия Смеши- вание Нати- рание Лю- бовь Дро- жание Караб- канье Лета- ние Мир
 Млеко- питаю- щие  6000- 6999  Зебра Собака Тритон  Обезьяна Носорог  Слон Жираф Кенгуру Лиса Мед- ведь
Птицы 7000- 7999 Чайка Утка Соловей Сорока Красно- шейка Жаво- ронок Курица Зимо- родок Флами- нго Павлин
 Радуга 8000- 8999  Красный Оран- жевый Желтый Зеленый  Голубой Синий Фиоле- товый Черный Серый Белый
Солне- чная система

  9000- 9999

 Солнце Мерку- рий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран  Нептун Наука

По горизонтали перечисляются образы необходимые для кодирования сотен, по вертикали - тысяч. Их комбинация в совокупности с уже известной сотней даёт возможность кодировать все 10000 образов.
Вот как это описано у самого Тони Бьюзена:
"Взяв за основу базовую «сотню» из «главной системы», вы расширяете ее в 10 раз, получая систему, опирающуюся на 1000 базовых образов; последнюю вы затем также расширяете в 10 раз и получаете систему, где ключевых элементов уже 10 000.
Создавая перечень из 1000 (0—999) образов, вы используете базовую «сотню» применительно к различным аспектам вашего зрительного восприятия.
Создавая систему из 10 000 образов, вы опять-таки применяете базовую «сотню», но всевозможными способами, опираясь попеременно на свои восприятия, обусловленные основными пятью «чувствами»: зрением, слухом, обонянием, восприятием вкуса, осязанием, а также функцию комплексного моторно-чувственного аппарата (как то: ощущения во время танца, плавания и т.п.) и на основные сведения из области естествознания.
Создавая систему из таких элементов, вы одновременно используете для развития памяти все основные «способности», являющиеся функцией вашего головного мозга. Вы, таким образом, как бы пройдете специальную школу, в процессе подготовки в которой не только научитесь запоминать любой перечень информации, какой ни пожелаете, но будете пребывать в непрестанной мыслительной работе, позволяющей вам развить ваш «интеллектуальных мускул», придавая все время работе над собой характер игры. Саморасширяющаяся генеральная мнемоническая матрица строится следующим образом:

100 - 999           Зримый образ
1000 - 1999       Звуковой образ
2000 - 2999       Ароматический (обонятельный) образ
3000 - 3999       Вкусовой образ
4000 - 4999       Осязательный образ
5000 - 5999       Моторно-чувственный образ
6000 - 6999       Млекопитающие
7000 - 7999       Птицы
8000 - 8999       Цвета радуги
9000 - 9999       Солнечная система

Для чисел от 100 до 999 вы используете ЗРЕНИЕ: иными словами, вы фокусируете внимание на зрительном восприятии образа, который желаете запомнить в качестве ключевого мнемообраза. Для чисел от 1000 до 1999 используется СЛУХ, при этом вы акцентируете внимание на том, какая звуковая картина формируется у вас в связи с каждым запоминаемым вами образом. Для чисел от 2000 до 2999 используется ОБОНЯНИЕ, и формирование образов идет преимущественно за счет этого одного из основных «пяти чувств». И так далее, для каждой тысячи, последовательно, ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ, ОСЯЗАНИЕ, МОТОРНО-ЧУВСТВЕННЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, ПТИЦЫ, ЦВЕТА РАДУГИ и СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА.
Для каждой отдельной «сотни» в каждой «тысяче» у вас имеется таким образом, конкретный Зримый Образ, конкретный Звук, конкретный Запах и т.д. Так, в соответствии с матрицей, ваши зрительные образы для каждой сотни от 100 до 999 суть Динозавр, Дворянин, Полнолуние, Ущелье, Молния, Церковь, Конкорд, Пожар и Картина.
К примеру, основываясь на базовой сотне слов из основной системы и используя девять Зрительных Образов, отвечающих за «сотни» от 100 до 999 в первой «тысяче» (100—999), мы могли бы поступать следующим образом:
101 попросту означало бы динозавра, испустившего дух вследствие падения метеорита (по одной из версий, именно по этой причине вымерли динозавры), или злого духа, принявшего облик динозавра, чтобы выглядеть пострашнее. 151 могло бы означать для вас динозавра, наступившего на «Ладу», от чего та расплющилась в совершенный блин. Что бы вы теперь ни захотели запомнить в качестве 101-го или 151-го элемента какого-либо перечня, его следует «привязывать» к этим образам СЕМ3, применяя основные принципы мнемоники.
Двигаясь далее в пределах первой «тысячи», основной упор по-прежнему следует делать на первую по принятому нами порядку функцию наших органов чувств - зрение. Все образы, например, восьмой по счету сотни, т.е. от 700 до 799, будут являться базовыми, однако привязанными на сей раз к «зрительному» образу сверхзвукового пассажирского авиалайнера «Конкорд». Так, например, 706 могло бы означать для вас «шею» «Конкорда», легко заметную в его напоминающей по форме птичью головной части. Аналогично, 782 могло бы означать сувенирный фен, выполненный по образу «Конкорда». Таким образом, любой объект для запоминания, имеющий определенный порядковый номер в каком-либо перечне, следует ассоциативно связывать с соответствующим по номеру базовым образом, применяя принципы мнемоники.
Схожим образом для массива чисел от 3000 до 3999 каждая отдельно взятая сотня будет содержать «вкусовой» образ, привязанный к ключевым из базовой «сотни» «главной системы», а именно: спагетти, томат, орех, манго, ревень, лимон, вишня, крем, помадка и банан. "      

В принципе всё. Первое время я начал тренироваться в использованиви этой матрицы. Сразу всю таблицу я заучивать не стал - сразу перешёл к практике для первых двух строк -т.е. строил образы для чисел от 0 до 1999. Если бы потратил на тренировки побольше времени возможно выучил бы и всю таблицу, и привык бы её использовать на практике.

Что касается самой таблицы, то она конечно сама по себе весьма любопытна. Например, из неё можно узнать, что оказывается в спектре не семь цветов, а десять. Почему в моторно-чувственную категорию попали смешивание и мир - может это погрешность перевода? В общем эту таблицу можно использовать или так, как она есть, или же немного доработав её в соответсвии со своими пристрастиями и привычками.

Ну и напоследок, можно прочитать, что об этом думает Козаренко В.А. в своём анализе этой книги .