Закон объема знаний

Закон объема знаний для запоминанияЗакон объема знаний коротко можно сформулировать так: Чем больше знаешь по данной теме, тем легче запомнить новые факты. Легче их запомнить потому, что новые знания и факты оказываются не на пустом месте, а находят своё место среди уже существующих, автоматически образовывая новые связи. Нельзя обладать большим количеством знаний и не привести их в систему. Чем более упорядочены знания, тем легче встроить в них новые знания.

Прекрасной памятью обладали Александр Суворов и Бонапарт Наполеон. Их отличала строгая и немедленная систематизация новых знаний. Суворов говорил:
"Я верю Локку, что память есть кладовая ума; но в этой кладовой много перегородок, а потому надобно скорее все укладывать куда следует.".

Похоже выражался и Наполеон: "Различные дела и различные объекты уложены у меня в голове также, как они могли быть уложены в комоде. Когда я хочу прервать занятие каким-нибудь делом, я закрываю его ящик и открываю ящик другого дела; они не перемешиваются, и никогда одно дело не стесняет и утомляет мена во время занятий другим".

Помню, во времена моего студенчества, преподаватель истории  вычислил год, когда Потемкин познакомился с Екатериной Второй. Перебирая даты, когда они точно уже познакомились, а когда еще нет, постепенно сужая интервал, он выдал ответ. Логика мне была понятна. Понятно было также и другое - я на такое не способен. Чтобы оперировать фактами, нужно их знать, а я их не знал. И ясно было, что если мне сказали бы какую-нибудь дату, для её запоминания мне потребовалось бы гораздо больше времени, чем преподавателю. Он бы справился с этой задачей в мгновение ока: ага, это произошло в тот же год, когда произошло то-то и то-то. В крайнем случае, его мысль выглядела бы так: это произошло на год (два) раньше известного мне события. Быстро и просто.

Еще один пример - помню как я изучал немецкий язык в школе и вузе. Преподаватели частенько, объясняя перевод какого-либо слова, показывали их связь с другим, похожим на него, родственным словом. Тогда эти объяснения редко бывали мне полезными. Сейчас я научился устанавливать подобные связи самостоятельно, иногда даже между разными языками.

Также можно сказать, что люди с общими интересами или одной профессии обладают способностью быстро воспринимать информацию и запоминать её. Если два человека, к примеру, интересуются кулинарией, то передача рецепта блюда на словах происходит быстро: возьми то-то, сделай так, и т.д. Тот, кому всё это говорится, если и задаёт вопросы, то уточняющего плана, а не для того, чтобы услышать какие-то факты повторно и лучше их запомнить.

Кстати - именно упорядочивание фактов по временной шкале лежит в основе теории голографической памяти Станислава Мюллера. И построение зрительной и других линий, как раз и является средством упорядочивания разного рода знаний. 

Конечно у закона объема есть свои подводные камни. Если просто пытаться узнавать новое, не пытаясь осмысливать информацию, то через некоторое время вы забудете и то, что уже знали. Осмысливание, приведение в порядок новых знаний, образование связей с уже существующими знаниями приведут к тому, что усваивать новые знания по данной теме будет гораздо легче.